Интервью с прихожанкой храма Космы и Дамиана Коноваловой Валентиной Романовной, стоявшей у истоков возрождения приходской жизни в п.Красная Яруга, опубликованное в приходской газете «Просветитель» за май 2017
Сегодня наша героиня постоянная прихожанка храма святых бессребреников Космы и Дамиана Валентина Романовна Коновалова. Более 35-ти лет она посвятила храму и религии. У нее богатая духовная жизнь. В день святых жен мироносиц с этой интересной женщиной побеседовал наш корреспондент Владислав Манокин.
-Христос Воскресе, Валентина Романовна!
-Воистину Воскресе!
— Как известно, Ваша жизнь тесно связана с жизнью прихода нашего храма. Много лет Вы несете послушание на клиросе. С чего началась Ваша духовная жизнь?
— Началось все с болезни. Сильно болела. Врачи ничего не могли сделать. Часто без сознания была. Советовали искать другие способы лечения. Люди подсказали: «Иди в храм».
Я поехала в Ракитное в храм, открываю дверь, а там… так и залилась слезами. Как люди поют! Как читают! Как бы и мне, Господи! Один раз побежала из дома в храм, потом другой. Убегала из дома, меня же приступы не пускали, а я убегала.
В храме мне посоветовали причаститься. Я собралась с духом, а тут приступ. Позвонили домой, чтобы родные приехали и забрали. И, вот они только со двора выезжают, а я уже выхожу из автобуса. Причастилась и домой приехала.
Так я и осталась в храме и пробыла там 15 лет.
— В каком возрасте Вы впервые переступили порог храма?
— В сорок два года.
-Ваше воцерковление пришлось на советское время. Каким было отношение к Церкви?
— В то время уже был перелом. Начинали открываться церкви, менялось отношение к религии.
Как-то я обратилась к В. Г. Колеснику с предложение сделать храм в Красной Яруге. Он отвечает: «Вы знаете, сколько денег надо?» «Господь поможет!» — говорю. Согласился, свела их с батюшкой Николаем. Поговорили, поехали к архиепископу Ювеналию (Тарасову) — благословил. Много раз ездили в Курск, просили священника для церкви. Дали нам священника, а в свечную лавку некого было поставить. Я Марию Афанасьевну предложила. Так и она осталась в храме.
Храм расположился в магазинчике, ремонт делали своими силами. Помню, по селам ходили – пять часов ездили, собак дразнили – собирали деньги на храм в Яругу. И в Ракитном собирали, у кого батюшка благословил собирать.
Потом батюшка в Ракитном на кассу меня благословил. Я плакала, не хотела – я не грамотная, 7 классов окончила. Не понимаю ничего. На Вербное воскресенье первый раз торговала. А людей было – страсть! Церквей же нигде не было, только там. Потом батюшка благословил помогать на клиросе. Вот так я стала потихоньку петь. Но, год меня никто не слышал. Я пела и читала тихонько, сама — училась.
— Свято-Никольский храм в поселке Ракитное – место служения старца архимандрита Серафима (Тяпочкина). Были случаи духовной помощи по молитвам батюшки Серафима?
— Старца я уже не застала. Пять лет прошло с момента его смерти, когда я пришла в храм. Но Духовная его помощь на себе испытала. Приступ начинается, бегу к могилке…Могила благоухала. Служба в 7 часов начиналась, я шла самая первая в 6 часов утра открывать калитку, еще помолиться надо.
Дохожу до могилки – такой аромат, что передать нельзя. Я всегда батюшку Серафима просила о здравии. По молитвам его, стали оставлять меня приступы. Сейчас, если бывает приступ, я могу врача сама вызвать, могу поговорить, ответить на вопросы все могу. А раньше сразу теряла сознание.
— Атмосфера храма, молитвы помогает?
— Очень помогает. Мне очень помогает. Всем людям это видно и врачам. Я же была по 5 часов без сознания до этого.
— Какие еще чудеса связаны с отцом Серафимом? Люди совершают к нему паломничество?
— Однажды, на моей памяти, приехала семья из Курска, 5 человек. Глава семейства – врач, кандидат наук, мать – простая женщина, дети – две сестры. Как начали они кричать на разные голоса, плевать на батюшку Серафима. Это ужас! Я испугалась, побежала в кухню. Я же никогда не слышала такого. Детки на разные голоса кричали. А мужчина этот, на коленки встал возле батюшки и молился. Бледный – бледный. Молился. Потом я спрашиваю у бабушки их, что такое. Она говорит, что это его жена «поделала» его семье такое. Потом они опять приехали. Куда все и делось. Привезли подарки. Благодарили. И сейчас приезжают в храм. Батюшка исцелил.
— Как получилось, что вы перешли в краснояружский храм?
— Когда появился храм в нашем поселке, в нем не было церковного хорового пения как сейчас. Люди не хотели, что бы пели так, как поют в Ракитном. А я стала тут петь… так по-ракитянски и поем.
Батюшка Николай уговорил меня сюда перейти. Я не хотела, да и не отпускали оттуда. Приедут, спрашивают: «Ну когда, Романовна?» А у меня уже нет сил отказывать. Вот и пообещала, как Святитель Николай «зимний» пройдет, перейду. А батюшке Николаю ракитянскому говорю: «Я заболела, мне нужно лечь в больницу», — обманула его.
В воскресенье была служба. Потом был молебен. Я уже тут пела. Наш батюшка позвонил ракитянскому и сказал: «Твоя послушница уже у меня поет».
Вечером звонок. Как начал батюшка… «двадцатку» собирали, была же тогда «двадцатка». Чем я обидела, что я не так сделала. Чем мне помогали. Действительно, помогали крепко. о.Николай говорил: «Сделаем дом, будешь жить в комнате». Но, Господь так устроил, что видимо, тут нужнее я была.
— Как изменилась духовная жизнь краснояружцев с появлением храма в поселке?
— Больше стало верующих, больше стали в храм ходить, больше Бога стали понимать. Стали звонить, спрашивать какой праздник, какая служба. Изменилась сильно и духовная жизнь. Душевное состояние изменилось, кого Господь коснулся, особенно у мужчин.
— Жизнь прихода нашего храма Космы и Дамиана не стоит на месте. Какие изменения Вы замечаете?
— Я в батюшках замечаю изменения. Вот сколько батюшек было, все равно не так люди тянулись. А как стал настоятелем батюшка Сергий Сунденко, стало больше людей.
— Это благодаря личностным качествам батюшки?
Батюшка никогда не хочет никого обидеть. Он ко всем внимателен. Это очень способствует притяжению людей в храм.
Сколько батюшек было, я не говорю, что плохие они были – нет, хорошие были. Но о. Сергий ко всем ласково относится, никому не грубит. Я ни разу не слышала за все время, что он тут служит, что бы он на кого-нибудь повысил голос. Мы ж такие, нахальные бываем… Сколько ему надо за нас молиться!
— У Вас много детей, внуков. Как нужно воспитывать детей христианской семье?
— С самого детства нужно учить молиться, креститься. Первым долгом нужно научить креститься. А потом читать молитовки. «Отче наш» обязательно. И, без храма детям жить не возможно.
— Ну, что ж, наша беседа подходит к концу. Валентина Романовна, что Вы можете пожелать нашим прихожанам и читателям газеты «Просветитель»?
— Только здоровья, благополучия и сил на посещения храма. Без храма жизнь невозможна. Невозможна! Если бы я не была в храме, меня бы уже давно не было. Только в храм!
Редакция и читатели газеты «Просветитель» благодарят Валентину Романовну за интересную беседу и желают здоровья и обильных милостей Божиих.
(30)