Одно из самых ответственных и значимых послушаний в любом православном храме и монастыре – это выпечка церковного хлеба – просфоры. Хлеб занимает центральное положение в христианской символике. Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
Главное богослужение православной церкви – Божественная Литургия немыслима без просфоры. А жизнь православия, духовная жизнь каждого христианина невозможна без Литургии, без таинства Причастия, совершающегося за каждой Литургией.
В таинстве Евхаристии (Причастия) приготовленная и освященная специальным образом одна из пяти служебных просфор прелагается действием Святого Духа в Тело Христово. Поэтому так важно, чтобы просфоры соответствовали требованиям и традициям Церкви.
В храме Космы и Дамиана п. Красная Яруга это ответственное послушание уже много лет закреплено за Ниной Матвеевной.
И сегодня мы у нее в гостях.
— Нина Матвеевна, расскажите о своем воцерковлении
— Родилась я в верующей семье. Мать и бабушка с детства приучали к Богу. Но храмов тогда не было, поэтому мы лишены были полноценной церковной жизни. Однако, отсутствие храмов не повлияло на веру наших родителей. Мать всегда соблюдала все посты. Со временем и я стала их соблюдать.
— А какие воспоминания о духовной жизни остались из детства?
— Помню, перед Пасхой нам никогда не давали есть. Мать в пятницу пекла постные «паски», они были очень белые, но постные, а уже в субботу пекла скоромные. Когда мы были маленькими, нам давали разбитое яичко и «паску», а когда подросли немного, то уже ничего не давали.
Перед Рождеством до первой звезды, тоже есть не давали. Отец придет в три часа с работы, потом только бабушка нам разрешит сесть за стол.
В магазинах ничего не покупали, для всех праздничных блюд у нас были свои продукты.
Посещать храмы там, где они были, возможности не было. А нехватка храма ощущалась многими. Особенно осознание того, что не хватает храма пришло с возрастом.
— Современный храм был построен в 2000 году. Приход сформировался еще раньше. Как давно и с чего началось Ваше послушание по выпечке просфор?
— Храм я посещаю с момента его открытия. Но просфоры выпекать начала при отце Димитрие Лукьянове.
Это было в конце 2004 года. Стою я на службе, а рядом со мной говорят, что отец Димитрий ищет человека, который бы мог печь просфоры, а то никто не хочет. А я стою и думаю, что их там печь, можно попробовать, ведь я дома все выпекаю, куличи, пироги, хлеб.
Я сообщила о своем желании печь просфоры, его передали отцу Димитрию, который на тот момент выпекал их сам. После службы он подошел ко мне, спрашивает: «Вы хотите печь просфоры?» Я говорю: «Хочу, буду пробовать». Я тогда еще не имела ни какого понятия, о процессе выпекания просфоры.
Батюшка мне на листочке очень подробно описал технологию, весь процесс, и дал разбираться.
Я пришла домой, один раз прочитала, затеем еще раз, и стала пробовать печь. Но не все так просто оказалось. И слезы были, и мысли, что зачем я согласилась. Тесто со стола течет, жидкое. Вымесить хорошо не получается. Мне перед Крещением передали слова батюшки, что пора просфоры нести. А что мне нести? У меня большая сумка, а показывать страшно. Они получились не такие, как надо.
Несу, а сама боюсь. Показываю батюшке, а он: «О! Слава Богу! У меня хуже получались. Это ничего страшного».
А почему не получалось? Муки нормальной иногда не было. Денег немного было. Люди муку принесут, а она на тесто для сдобы сгодится, а для просфор не подходит.
Когда отец Сергий Сунденко стал настоятелем, поехали мы с ним в Ракитное учиться печь просфоры.
— У них какая-то своя, оригинальная технология?
— Ничего необычного у них не было. Просто они на опаре делают, а я без опары делала. Мы поехали в мой обеденный перерыв. Я спросила у женщин, что они делают вначале. Они сказали, что опару поставят, соединят, а потом тесто подходит еще часа два. Тут я все поняла.
— Что включает в себя процесс?
Я муки насыпаю, горячей воды, но не кипятка. Дрожжи отдельно. Как только дрожжи подошли, я смешиваю, 1,5 – 2 часа тесто стоит, подходит. Потом круто нужно вымешивать. И так круто надо вымешивать, что просто руки болят. В монастырях, конечно, этим занимаются мужчины, они покрепче, у них силы больше и качество вымешивания теста для просфор лучше, или специальные машины есть.
Приготовление просфор осуществляется с добавлением святой воды, с молитвой перед и во время процесса.
— Как часто и в каком количестве производится выпечка?
— К каждой Божественной Литургии должны быть обязательно испечены пять служебных просфор и у нас на приходе я пеку 180-200 маленьких. Раньше меньше пекли, приход был меньше, меньше людей брали просфоры. А сейчас в праздник до 300 может дойти.
«Горячая» пора перед Пасхой. Это нужно напечь и на Великий чистый четверг, на Великую субботу, на саму Пасху служебные и Артосы, потом на Светлую седмицу. И все надо успеть. И себе хочется еще что-то сделать. Труд очень тяжелый, но с Божией помощью получается.
Бывало, когда работала, надо печь. Устану. С работы приду, поставлю печь, сяду и засну. Гляну, а там угли. Давай перепекать, переделывать. Всю ночь напролет.
— Любой человек может печь просфоры? Или может вообще не быть способностей к этому занятию, может не получаться?
— Может не получаться, если у человека нет желания работать.
Любое занятие нужно любить и хотеть его выполнять. Сделать как-нибудь, лишь бы сделать, такой подход даже для пирога не подойдет, а уж тем более для просфоры.
В монастырях этим занимаются монахи по послушанию. А на приходах, как правило, жены священников или сотрудники храма. В любом случае, на это занятие нужно благословение священника.
— Нуждаетесь ли Вы в чьей-либо помощи во время выпечки?
— В принципе, помощники не нужны. Если бы при храме была просфорня, там бы, действительно, нужно несколько человек. А так как я просфору пеку у себя дома, то мне проще одной. Я встала в пять часов утра (встаю я рано, хозяйство), быстро все поделала, приготовила, поставила дрожжи. Пошла работать. До двух, до трех часов я уже все перепекла. А с помощником нужно все время быть рядом, ничего дома не делать.
Подвернула ногу в ноябре и тесто на столе. Что делать? Кого звать? Позвала сестру помочь. Мне плохо стало, я уснула. Она одна работала. Толкнула меня: «Ты знаешь, ничего у меня не получается». Смотрю, а она низы режет и сразу верхушку крепит. Не так надо. Кое-как я «доползла» и стала сама делать, а она смотрела и запоминала.
— Приходилось ли Вам обучать мастерству выпечки просфор кого-нибудь? Насколько легко дается обучение?
— Я учила. Когда в Илек-Пеньковке открыли храм, ко мне пришла женщина и попросила научить. Я ей написала так же, как мне когда-то отец Димитрий сделал. Она приезжает, говорит: «Ничего не получается». Встали мы вместе. Месим, лепим. Я ей два раза напекла. Потом она мне звонит и говорит: «Нина Матвеевна, наконец-то у меня получились!». Слава Богу! По сегодняшний день печет.
С Сергиевки приезжали, спрашивали. Там женщина печет, когда не занята. Я сказала, что раз она взялась за это послушание, то должна печь полностью.
У меня в этом году мужа парализовало. И я с больницы бегала, пекла.
-Может ли конечный результат зависеть от настроения, с которым подходите к процессу?
— И настроение должно быть хорошим, а самое главное – большое желание. А если не хочешь, то и не получится. Мне нравится.
— Вы в храме с самого его открытия. Как меняется с течением времени приходская жизнь?
— Стало больше людей ходить. Много детей стало посещать церковные службы.
— Много молодежи сейчас ходит в храм. На Ваш взгляд, какие функции может выполнять молодежь в Церкви? И как привлечь внимание нецерковной молодежи к красоте православия?
— Очень много молодежи не отрицает существование Бога, но и далеки еще от Церкви. Объясняют это тем, что еще не пришло религиозное осознание, вера не коснулась их сердца. Когда придет это осознание, не известно. Вроде молодежь сейчас ни в чем не нуждается, нет нехватки информации о вере. Духовное воспитание должно начинаться в семье с самых малых лет и продолжаться обучением основам веры в школе. Ну и многое зависит от самой молодежи.
Что касается молодых людей в храме, то от них хотелось бы ожидать посильную помощь по храму, в уборке, украшении к праздникам.
Много ребят у нас в храме уже оказывают помощь. А есть те, которые, может, и хотели бы принять участие, но стесняются заявить о себе. Таким ребятам надо предложить. Мне если бы не предложили печь просфоры, я бы так и не пекла.
Любую работу надо любить. Я всю жизнь проработала бухгалтером. Я любила свою работу, мне было легко и хорошо. Говорят: «Вот, я не хочу работать!» Ну, извините, не хочешь работать, как тогда жить на свете?
— Православные призываются к радости. Священное писание словами Христа и посланиями апостола Павла учить радоваться всегда: «Всегда радуйтесь» (1 Фес.5:16). Но порой, понимание радости православными искажается. Особенно это характерно для новоначальных и в период постов. В чем православные видят радость и как делиться ей с окружающими?
— Действительно, христианин, сотворенный по образу и подобию Бога в своей жизни должен максимально приблизиться к Отцу Небесному и он должен излучать радость. В пост много приходится слышать слов: «Я пощусь!». Но сказать: «Я пощусь!» и при этом ограничить себя в каких-то продуктах, это еще не пост. Это диета. Важно в пост – состояние души, покаяние, молитва в храме. Но все эти элементы поста не должны накладывать отпечаток чего-то тяжелого и непосильного на лица верующих. Пост должен быть в радость, хотя и ограничивать в чем-либо.
Для меня каждый поход в храм – повод для радости. Быть в храме, быть с Богом – вот настоящее счастье для меня, да и для многих, наверное, верующих. Раньше храма не было, было трудно. Чувствовалась нехватка. Ездила в храм только на Пасху в Краснополье. А сейчас в каждом селе есть храм.
А помощь Бога реально ощущается, как ответ на молитву, во многих жизненных ситуациях. На работе были трудности в свое время. Молилась и все устроилось.
-Нина Матвеевна, в завершении нашей беседы чтобы Вы хотели посоветовать нашим читателям, прихожанам?
— Для полноты духовной жизни и радости от общения с Богом нужно всем ходить в храм. Не от случая к случаю, а регулярно. Мы живем в непростое время. Без помощи Божией, без учения Церкви нам не обойтись. Вера и любовь должны быть основными качествами. Мало просто причастить ребенка, нужно всей семьей участвовать в жизни прихода и познавать православие.
Без милосердия нельзя. Обязательно нужно оказывать помощь нуждающимся, рядом с тобой всегда есть кто-то, кто нуждается в помощи. Молодежи желаю не забывать о старшем поколении, оказывать всяческую помощь и уделять внимание. Нас родители учили здороваться со всеми, даже если находишься с человеком в ссоре. В обязательном порядке помогать старикам, навестить немощного в больнице, поделиться тем, что есть с теми, у кого этого нет. Так нас учили, и мы так своих детей учим. Если каждый будет думать не только о себе, но и окружающих, то мир станет добрее.
Редакция и читатели газеты «Просветитель», а так же прихожане краснояружского храма Космы и Дамиана благодарят Нину Матвеевну за интересную, познавательную беседу и вкусные просфоры.
Нина Матвеевна, желаем Вам помощи Божией и сил телесных в несении нелегкого, но такого важного послушания!
Беседовал
Владислав Манокин
(101)
Комментарии (0)
Уведомления/Обратные ссылки