Под надзором Спасителя

Беседа с прихожанкой храма святых Космы и Дамиана  Перуновой Марией Афанасьевной, принимавшей самое активное и деятельное участие в возрождении приходской жизни в поселке Красная Яруга, опубликованная в газете Краснояружского благочиния «Просветитель» № 23 за июнь 2017.

В нашей рубрике мы продолжаем рассказывать читателям  о том, как возрождалась приходская жизнь Краснояружского района. Накануне праздника Святой Троицы, который недаром называют днем рождения Церкви,  мы провели еще одно интервью с человеком, имеющим непосредственное отношение к «рождению» нового храма.

Сегодняшняя наша героиня Мария Афанасьевна Перунова, уроженка с. Косилово, родилась в православной семье, где дети с молоком матери впитывали любовь к Богу и с ранних лет приобщались к семейной молитве. Однако, испытания на долю этой семьи выпали не простые. В день своего появления на свет Мария Афанасьевна лишилась своего отца.  Афанасий … отказался участвовать в коллективизации, за что был сослан в Красноярск, где впоследствии  умер от тифа. Семью «раскулаченного»  выгнали на улицу, имущество отобрали, иконы сожгли… Одиннадцать лет мать и пятеро детей скитались по квартирам. И рады бы пойти в колхоз, да не принимали. После выхода указа Сталина о том, что дети за родителей не отвечают, мать смогла устроиться на ферму дояркой, а старших детей пристроила пасти скот. Мария Афанасьевна осталась на попечение тетки. Тяжелые были времена, но люди верили в Бога и он их не оставлял. Потом пришла война… вот как комментирует то время сама наша героиня:

 — В военные годы у нас церковь сломали в селе. Немцы стояли у нас, русские в хуторе Зайчик. Семь раз переходил из руки в руки. Бывало, мама скажет: «Господь нас хранит». Вот стреляют и не попадают в цель. У нас никого и не убило. Все село было цело. Я в военные годы уже работала. Очень тяжелое время было. Голод был во время войны. В 46-м году после войны была большая голодовка, нам нечем было жить, люди умирали от голода. Мы поехали с мамой на Украину, ходили, просили. Люди давали.  Это жизнь была, не приведи Господь! Но с детства я так жила.

— Мария Афанасьевна, как в то время люди относились к религии?

— Верующие, которые жили при царе, уже поумирали. А те, кто родился при советской власти, Бога уже не понимали.

У нас в доме икон было много. А когда нас из дома выгоняли, иконы наши жгли на лугу чекисты. И одна иконка Спасителя, мама ее хранила, один чекист лезвием ее ударил, когда она горела. В лик не попал, а сбоку. Соседи выхватили её из огня и маме вернули.

— Мария Афанасьевна, Вы являетесь прихожанкой храма Космы и Дамиана с момента возрождения приходской жизни, принимали самое активное участие в открытии храма. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом периоде Вашей жизни.

— Когда в Красной Яруге не было храма, люди ездили в храм в Ракитное.  В свято-Никольском храме уже несла свое послушание жительница Красной Яруги Валентина Романовна. Именно она и рассказала о желании В.Г.Колесника построить храм в Яруге.  Нас с подругой вызвали в администрацию: « отче наш знаешь?» — « знаю»,- выбрали меня старостой.  Что делать, Господи?! Поехала я в Курск  просить архиепископа Ювеналия, что бы нам батюшку дали. А батюшек на всех не хватает, закрытые храмы очереди ждут. Начала я ездить в Белгород в юстицию. Печать ведь нужна была, документы надо было оформлять. Потом опять в Курск ездили за разрешением, за утверждением.

По содействию В.Г.Колесника для обустройства храма выделили помещение бывшего магазина, требующее основательного ремонта.  Деньги на строительные нужды собирали активисты по всему району. Те же активисты под началом своей старосты Марии Афанасьевны  производили ремонт помещения своими силами.

Для обустройства алтаря  выписали материал в Готне. Добрые люди в комунхозе помогли распилить дерево бесплатно.

— Как проходили работы по строительству алтаря?

— Привезли эти доски к храму. А их могли украсть. Начали мы с Марией Максимовной вносить эти доски в помещение. Я там сидела зиму, с утра и до вечера. Дома муж управляется. Построили алтарь, Слава Богу. Так прямо алтарчик хороший был, настоящий, и Царские врата и диаконские. И иконостас был в один ряд.

Из Курска Мария Афанасьевна привезла богослужебные книги, кадило, ризу, плащаницу Иисуса Христа и Божией Матери.

 Также, она раздобыла  купель для крещения детей и центральный аналой, который по сей день стоит в нашем храме. Иконы приносили люди из дома.  А хора сначала не было, никто не умел петь даже «Господи помилуй».

Наконец, при содействии главы района А.С.Савченко и губернатора области Е.С.Савченко дали священника.

Как-то приехали в храм А.С.Савченко с В.Г.Колесником. Был магазин раньше, а теперь зал большой, иконостас стоит, иконы кругом висят. Говорят: «Что сделала одна женщина!». А Мария Афанасьевна отвечает: «Я не одна. Я с Богом».

Вы чувствовали, что Господь вам помогает в делах?

— Зайду в храм, упаду перед аналоем, плачу. Не плачу, а реву просто. Говорю:  «Господи, помоги мне! Я одна осталась, не оставь меня». Так Господь не оставил. Бывало дома лежу, плачу, а муж, живой еще был, заходит и говорит: «Брось ты это все! Зачем оно тебе нужно?» А я говорю: «Кто поднимет? Значит, меня Господь избрал. Я не могу бросить».

Господь мне являлся. Проснулась однажды зимой, темно, рано. Думаю, надо вставать, выспалась уже. Вдруг вижу у меня на стене образ Спасителя, Божией матери, потом как на картине пошли, пошли, пошли святые в ряд. И сразу исчезло. Я как глянула и думаю, к чему бы это? Пусть даже на картине, но Господь явился. И скоро меня выбрали старостой, начался процесс возрождения. Видимо, к этому мне Господь и явился.

 Потом поехала в церковь в Ракитное, а там нет такого образа Спасителя, как мне явился. Выходим из церкви, я повернулась перекреститься, а образ Спасителя над входом  в храм. Оказалось это Нерукотворный образ Спасителя. И календарь я купила, а с этим образом, так он у меня на  столе и лежит. Я молюсь всегда, а Он смотрит… Бывают фотографии, кажется, что взгляд вбок, а этот образ куда не повернись, Он на тебя смотрит. Так я его берегу, он мне дорог.

— Много ли прихожан было в те времена у храма?

— Как узнаем, что у нас служба будет, бегаем по району, объявления вешаем. Не идут люди все равно. Еще после советской власти не приучены были люди. Даже мое поколение росло без Бога.  Молодежь не знала Церкви. Если, детей воспитываются в семье, где родители не молятся, не знают про Бога, то они растут как «трава».

— С момента начала восстановления прихода прошло уже немало времени. Храм располагается уже не в магазине, а имеет свой уникальный архитектурный облик. Какие явные изменения в приходской жизни Вы наблюдаете?

— Такие были трудности, при восстановлении храма, что не передать. Но Господь не оставил. А теперь как зайду в храм и радуюсь, что полный храм людей, служба идет. Люди привыкают, чаще идут в храм, особенно по праздникам. Молодежь деток несет. Значит, ее кто-то воспитывает. Может быть, Церковь воспитывает. Батюшка проповедь читает, они это все впитывают в себя. По телевидению смотрят. И действительно, скажут,  Господь есть.

— Мария Афанасьевна, чтобы Вы хотели пожелать нашим читателям в завершении беседы?

Веры в Господа, потому что без веры ничего не бывает. Только Господь ведает жизнь. Каждому отмерен свой срок, поэтому молиться надо и поститься. Утренние, вечерние молитвы всегда надо читать. Выходить из дома, произнести: «Господи, благослови».

Батюшке же нашему здоровья. Ему тоже тяжело. Ведь с каждым надо побеседовать, каждому надо ответить что-то.

Молиться надо, тогда Господь будет помогать.

Беседовал Владислав Манокин.

(39)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели